Увольнение главного бухгалтера

Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию

Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию

Главный бухгалтер всегда является материально ответственным лицом. Это значит, что даже если трудовым договором не предусмотрена процедура передачи дел и инвентаризация, она по умолчанию все равно должна быть проведена. Когда происходит увольнение главного бухгалтера необходима особая процедура по передаче дел.

Бухгалтер отвечает за все вопросы, связанные с финансовыми потоками предприятия, уплатой налогов, отчетностями. Если он главный, то ответственность повышается, поскольку он также должен контролировать работу своего отдела. Ему не так просто уволиться по своему желанию, как обычным работникам. Даже руководитель не знает всех нюансов его работы, конечно, если он не обладает специальными знаниями.

Суть особенностей увольнения главного бухгалтера

Рассматриваемая нами должность подразумевает повышенную ответственность за действия, связанные с материальными ценностями. Частично дополнительная нагрузка компенсируется обязанностью работодателя выплатить компенсацию в размере не ниже 3 средних зарплат, кроме стандартных пособий (ст. 181 ТК РФ).

Перед уходом с работы такое лицо должно посвятить руководство и нового специалиста во все характеристики своей работы, проделанной или планируемой. Данная процедура называется передачей дел. Все такие работники обязаны это сделать – почти во всех случаях это предусматривает трудовой договор.

Если данная обязанность не прописана во внутренних актах, то это их недостаток, но все равно, даже если их там нет, то по умолчанию такие действия должны осуществиться, так как должность относится к материально ответственным.

Ответственность сохраняется за все решения принятые во время работы счетовода даже после увольнения.

Краткая характеристика должности

В свете рассматриваемого вопроса для нас имеют значения следующие нюансы:

  • принимает (назначает) такого сотрудника, а также увольняет его исключительно работодатель или высшее руководство;
  • уход по своему желанию предусматривает обязательную передачу дел, которая включает инвентаризацию, акты приема-передачи и связанные с ними процедуры (приказы руководства, создание инвентаризационной комиссии и пр.);
  • проводится проверка учетных бумаг, отчетов;
  • выполняемые функции, связанные с коммерческой тайной, поэтому зачастую даже начальник не знает всех их нюансов, что требует тщательного ознакомления с передающимися делами.

Проверка обязательная касательно не только бумаг, но и материальных ценностей (основных средств, объемов сырья, товаров) в натуре, поскольку зачастую освобождаемый специалист контролирует все действия с ними (хранит платежки, накладные и прочие документы строгой учетности).

Этапы процедуры и сроки

Увольнение главного бухгалтера по его же инициативе проводится по общим, а также по дополнительным правилам. Именно последние и создают сложности, ведь процедура передачи дел весьма трудоемкая (необходимо проверить все отчетности и документы, которых зачастую бывает несколько десятков томов).

В общем и кратко алгоритм действий такой:

  • заявление за 2 нед. до последней рабочей даты;
  • работодатель издает приказ о создании инвентаризационной комиссии и распоряжение о начале этой процедуры;
  • проводится указанная выше процедура и осуществляется передача дел новому работнику актом приема-передачи;
  • руководитель издает приказ о прекращении указанных процедур, одновременно с этим ставит свою резолюцию «не возражаю» на заявлении об увольнении и издает приказ об этом.

Отработка

Действия по проверке дел необходимо осуществить на протяжении срока отработки, иногда его недостаточно, поэтому зачастую перед уходом труженик предупреждает работодателя и подает заявление уже после выполнения всех формальностей.

Заявление также можно подать и за 15, и за 30 дней до даты увольнения по желанию сотрудника. Это не запрещено законом, если такая просьба исходит от заявителя. Таким образом можно продлить время для осуществления всех манипуляций.

Есть категории, которые освобождаются от отработки. Они вправе уйти без нее – работодатель обязан провести расчет и выдать трудовую книжку в любом случае, – но следует помнить, что не передав дела, такое лицо остается ответственным за них даже после ухода.

Работодатель не вправе препятствовать сотруднику при его уходе по собственной инициативе, мотивируя это тем, что нужно сдать учетность, баланс и пр.

Гражданин вправе покинуть свой пост после подачи заявления, даже если нет приказа начальства. Но инвентаризацию он обязан сделать, иначе он считается ответственным за ценности даже после ухода.

Если начальник не подыскал нового работника, который бы принял дела, то это не проблема уходящего. Главное, чтобы было зафиксировано наличие всех дел, за которые он ответственный.

Инвентаризация и передача дел

Данная процедура имеет несколько этапов. Желательно чтобы ее участник имели хотя бы общее понятие о работе отдела бухгалтерии.

Принимающий дела

Для работодателя важно с самого начала подыскать нового сотрудника, который бы принял вес дела и вместе с ними ответственность за них.

Правопреемником желательно назначить таких граждан:

  • нового главного бухгалтера с соответствующими знаниями;
  • лицо, временно исполняющее обязанности по этой должности;
  • правопреемником может быть и сам руководитель.

Дальнейшие действия, инвентаризационная комиссия

Законодательство не содержит детального описания мероприятия по передаче дел, но в общих чертах они указаны в многочисленных методических рекомендациях бухгалтеров (по бухучету №119н, п. 27 Положения по ведению бухучета), общие положения есть также в ФЗ «О бухгалтерском учете».

С самого начала основания предприятия работодателю желательно предварительно составить внутренний акт, определяющий данный процесс, описать его в должностных инструкциях и в трудовом договоре.

Стандартные действия такие:

  • издается приказ о начале инвентаризации, а также о создании комиссии и назначении правопреемника (это можно сделать и одним документом);
  • проводится опись документов, их наличие и отсутствие, а также проверка, соответствует ли им реальное положение дел (есть ли в натуре товар или деньги на счетах в объемах, отображенных в них);
  • передача дел ответственному сотруднику актом приема-передачи (в котором есть опись передаваемого). Он подписывается всеми участниками;
  • передающий дела посвящает в бухгалтерские тайны новичка (это не обязательный этап и осуществляется по усмотрению увольняющегося);
  • издается приказ о завершении процедуры, в котором подводятся ее итоги. Если есть нарушения, то они указываются в нем и актах.

В инвентаризационную комиссию входят представители предприятия, его сотрудники, руководство. В состав участников обязательно включается передающий и принимающий. Они должны присутствовать при всех манипуляциях и поставить свои подписи в акте, описи и других документах.

Акт и другие документы обязательно скрепляются печатью компании и подписями руководства.

Что проверяется в первую очередь

Следует обязательно проверить основные и самые важные пункты:

  • финансовые отчеты;
  • книги учета и информацию в них отображенную;
  • есть ли материальные и финансовые ценности в действительности, а не только на бумаге.

Распоряжение работодателя и акт приема-передачи

Пункты, которые должно содержать распоряжение руководителя об инвентаризационной комиссии, такие:

  • основание, по которому она создается;
  • временные рамки ее этапов;
  • данные о сторонах и составе комиссии, их обязанности и задачи.

Напоминаем, создание комиссии и начало процедуры можно оформить как одним приказом или распоряжением, так и отдельными.

Нет стандартной единой формы акта приема-передачи, он составляется в свободной форме. Но в нем должны быть обязательно шаблон и графы в форме таблицы для нумерации, названия, описания, количества объектов. А также места для подписей сторон, замечаний. Он должен быть с номером и датой.

В этом документе описывается состояние документации (главного журнала, книг учета, отчетности), фиксируется приток и отток денег на счетах на дату оформления документа, содержание отчетов по кассам.

Компенсации и выплаты

Главному бухгалтеру полагаются стандартные и дополнительные выплаты (не во всех случаях). Отобразим их таблицей:

Обязательные (ст. 178 ТК РФ) Не во всех случаях
Компенсации за фактически отработанное. Всегда также выплачивается выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка. Но это право, а не обязанность нанимателя.

Обязательно оно выплачивается в отдельных случаях: призыв в армию, отказ от перевода. В остальных – по усмотрению руководства.

Денежный эквивалент неиспользованных отпусков. В трудовом или коллективном договоре могут предусматриваться и иные выплаты, в том числе и повышенный их размер. Как правило, для высшего управляющего состава предприятия, к которому принадлежит бухгалтер, предусмотрены повышенные выплаты.
Начисленные, но не выплаченные премиальные и прочие подобные суммы. В ст. 181 ТК РФ предусмотрено, что если такое лицо увольняется по собственному желанию в связи со сменой собственника, то ему выплачивают выходное пособие в размере 3 средних заработков.

Особенности увольнения по собственному желанию главного бухгалтера такие: необходима инвентаризация дел и их передача правопреемнику. В остальном процедура такая же, как и обычно. Для этой категории, как правило, предусматривают в трудовом договоре повышенные выплаты (3-кратный месячный заработок), но это обязательное только в одном случае – ст. 181 ТК РФ.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.